Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность кафедры

Большинство преподавателей активно занимаются научно-исследовательской работой в рамках своей научной специализации. Особое внимание уделяется совершенствованию методического обечпечения учебного процесса.

Преподаватели кафедры активно и постоянно работают над проблемами научно-методического обеспечения учебного процесса, которые являются предметом общекафедральных госбюджетных тем: «Жанры научно-технической литературы информационного характера» (научный руководитель Т.А. Андреева); «Роль куратора в организации контроля за самостоятельной работой студентов» (научный руководитель З.П. Дементьева), «Иностранный язык в деловом и техническом сотрудничестве», «Коммуникативность в обучении иностранному языку» (научный руководитель И.С. Быстрова), «Развитие языковой компетенции навыков чтения и письма» (научный руководитель И.С. Быстрова, с 2005 года – Л.М. Лопина).

В настоящий момент преподаватели участвуют в научно-методической работе «Оптимизация внеаудиторной учебной деятельности студентов по иностранному языку в техническом вузе». Целью работы является совершенствование методов организации и управления внеаудиторной самостоятельной работы студентов; реализация современных методик обучения иностранным языкам в режиме самостоятельной работы студентов для стимулирования их познавательной активности; формирование необходимых навыков автономной работы студентов с печатными, аудио-, видео-, компьютерными материалами, носящими страноведческих и общенаучный характер; знакомство студентов с технологиями дистанционного обучения и внедрение их в учебный процесс.

Результаты научно-исследовательской и научно-методической активности преподавателей находят отражение в докладах на международных, всероссийских и региональных научно-методических конференциях, в статьях и тезисах докладов. Ежегодно проводятся заседания научно-методического семинара кафедры, где преподаватели имеют возможность обсудить вопросы, связанные с преподаванием иностранных языков в неязыковых вузах.

2015

  • ·Смирнова, Л.Н. К проблеме учёта особенностей немецкой бизнес-культуры при обучении деловому немецкому языку / Л.Н. Смирнова // Материалы IХ международной научно-практической конференции «Профессиональное лингвообразование». – Нижний Новгород: Филиал Академии Государственной службы, 2015. – С. 377-380
  • ·Смирнова, Л.Н. К вопросу об использовании технологии Европейского языкового портфеля в процессе обучения студентов-экологов немецкому языку / Л.Н. Смирнова //Материалы заочной научно-практической конференции (с международным участием) «Бизнес. Наука. Образование: проблемы, перспективы, стратегии». – Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2015. – С. 58-63, 0,37 п.л.
  • ·Смирнова, Л.Н. К вопросу о развитии у студентов навыков и умений межкультурного общения / Л.Н. Смирнова // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики». – Прага, Чешская республика, 2015. – С. 34-36, 0,12 п.л.
  • Смирнова, Л.Н. Межпредметные связи в обучении немецкому языку студентов-экологов / Л.Н. Смирнова // Сборник трудов IX международной научно-практической конференции «Роль современного университета в технической и кадровой модернизации российской экономики». –Кострома: изд-во КГТУ, 2015. – С. 97-100. – 0,18 п.л.
  • Рудакова, Т.В. Основные тенденции работы Вологодского губернского земства по распространению внешкольного образования в конце XIX – начале XX веков / Т.В. Рудакова // Всероссийский журнал научных публикаций. – Москва: Миррея. – №2 (26). – 2015. – С 34-35, 0,2п.л.
  • Рудакова,Т.В. Характерные черты внешкольного образования в Вологодской губернии в конце XIX – начале XX вв. / Т.В. Рудакова // Тенденции развития психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэртна, 2015. – С.174-175. – 0,1 п.л.
  • Рудакова, Т.В. Реализация идеи народного образования во внешкольной работе Вологодского губернского земства в конце XIX – начале XX века / Рудакова Т.В. // Вестник Тверской государственный университет – Тверь. – № 1. – 2015. – С. 192-198. (издание, рецензируемое ВАК).
  • Лопина, Л.М. Совершенствование управления самостоятельной внеаудиторной работой студентов по иностранному языку / Л.М. Лопина // ХIII научно-практическая конференция «Вузовская наука – региону» .– Вологда: Вологодский государственный университет.– 2015. – С. 324-326.
  • Большова, Э.Л. Формирование познавательного интереса к английскому языку посредством изучения страноведческих текстов профессионально ориентированного содержания. / Э.Л. Большова // «Фундаментальные и прикладные научные исследования»: сборник статей международной научно-практической конференции.– Уфа: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015. – С. 136-140.

 

2014

  • Титова, Ю.В. Владение иностранным языком как важная составляющая модели преподавателя вуза / Ю.В. Титова, В.А. Соколова // Вузовская наука – региону: материалы XII Всероссийской научно-технической конференции. – Вологда: ВоГУ, 2014. – С. 284-285.
  • Маркарьян, Т.В. Курсы и воскресные школы как средство распространения общего и профессионального образования в России и Вологодской губернии в конце XIX – начале XX вв. / Т.В, Маркарьян // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – Курск: Призма. – №10. - 2014. – С. 117-118.
  • Рудакова (Маркарьян), Т.В. Особенности развития внешкольного образования в Вологодской губернии в конце XIX – начале XX века / Т.В. Рудакова // Вестник ЧГУ. – №8. – 2014. – С. 119-123. (издание, рецензируемое ВАК)
  • Маркарьян, Т.В. Внешкольная работа Вологодского земства в конце XIX – начале XX веков как средство приближения образования к народу Т.В. Маркарьян // Научный журнал «Апробация». – Махачкала: НИЦ «Апробация». – №12(27). – 2014. – С. 62-63, 0,2 п.л
  • Харина, М.В. Модели развития иноязычной компетенции студентов технического вуза в интегрированной информационной обучающей среде //                  М.В. Харина / Ярославский педагогический вестник. Т.2. – №4. – 2014. – С. 114-119. (издание, рецензируемое ВАК).

2013

  • Смирнова, Л.Н. К проблеме отбора содержания обучения иноязычному деловому общению / Л.Н. Смирнова, В.А. Карандеева // Состояние и перспективы развития общего образования в современном мире: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Сочи, 2013. – 0,12 п.л.
  • Большова, Э.Л. Элементы страноведения США в курсе английского языка для студентов-экономистов / Э.Л. Большова // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы VI международной научной конференции. – Пятигорск: ПГЛУиздат, 2013.
  • Большова, Э.Л. Самостоятельная работа студентов по развитию речевых навыков на иностранном языке / Э.Л. Большова // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы VI международной научной конференции. – Пятигорск: ПГЛУиздат, 2013.
  • Маркарьян, Т.В. Опыт организации внешкольного образования в Российской империи конца XIX – начала XX вв. / Т.В. Маркарьян // Управление качеством непрерывного образования: сборник статей всероссийской научно-практической конференции. – Вологда: ВГПУ, 2013. – С. 84-88.
  • Маркарьян, Т.В. Особенности образования взрослых в Российской империи конца XIX – начала XX вв. / Т.В. Маркарьян // Опыт и инновации в психологии и педагогике: материалы II международной научной конференции. – Ставрополь: Логос, 2013. – С. 30-33.
  • Маркарьян, Т.В. Становление системы народных чтений в Вологодской губернии конца XIX – начале XX вв. / Т.В. Маркарьян // Научное творчество XXI века: сборник трудов по итогам международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Красноярск: научно-инновационный центр, 2013. – С. 249-254.
  • Маркарьян, Т.В. Развитие внешкольного образования в Российской империи конца XIX – начала XX вв. / Т.В. Маркарьян // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – Сургут: СурГПУ. – № 6. – 2013. – С. 49-55 (издание, рецензируемое ВАК).

2012

  • Лопина, Л.М. О разработке рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров / Л.М. Лопина // Вузовская наука – региону: материалы десятой всероссийской научно-технической конференции. – В 2-х т. – Вологда: ВоГТУ, 2012. – Т. 2. – С. 190-192.

2011

  • Лопина, Л.М. К вопросу модернизации системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах / Л.М. Лопина, Э.Л. Большова // Вузовская наука – региону: материалы девятой всероссийской научно-технической конференции. – В 2-х т. – Вологда: ВоГТУ, 2011. – Т. 2. – Вологда: ВоГТУ, 2011. – С. 313-315.
  • Лопина, Л.М. К вопросу о непрерывной языковой подготовке студентов в техническом вузе / Л.М. Лопина // Вузовская наука – региону: материалы восьмой всероссийской научно-технической конференции. – В 2-х т. – Вологда: ВоГТУ, 2011. – Т.2.
  • Смирнова, Л.Н. К вопросу о подготовке преподавателей к формированию самообразовательной когнитивной компетенции студентов / Л.Н. Смирнова // Подготовка и переподготовка педагогов учреждений общего школьного и непрерывного профессионального образования: сборник статей VI всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. – 0,15 п.л.
  • Смирнова, Л.Н. К вопросу об организации самостоятельной образовательной деятельности студентов / Л.Н. Смирнова // Филологические чтения: сборник научных трудов. – Вологда: ВГПУ, 2011. – Вып. 11. – 0,3 п.л.
  • Смирнова, Л.Н Театрализованная деятельность на занятиях по иностранному языку / Л.Н. Смирнова // Современные технологии обучения иностранным языкам: сборник статей IX всероссийской научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. – 0,15 п.л.

2009

  • Лопина, Л.М. О совершенствовании обучения иностранным языкам в техническом университете / Л.М. Лопина // Вузовская наука – региону: материалы седьмой всероссийской научно-технической конференции. – В 2-х т. – Вологда: ВоГТУ, 2009. – Т. 2. – С. 269-271.

2005

  • Карандеева, В.А. Об использовании программных средств поддержки дистанционного обучения / И.С. Быстрова, В.А. Карандеева // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике, технике: материалы V всероссийской научно-технической конференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2005. – 0,07 п.л.
  • Смирнова, Л.Н. Самостоятельная работа в процессе формирования самообразовательной компетенции студентов языкового факультета / Л.Н. Смирнова // Формирование самообразовательных навыков у студентов и учащихся в процессе обучения иностранному языку в высшей и средней школе: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2005. – 0,25 п.л.
  • Смирнова, Л.Н. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов языкового факультета / Л.Н. Смирнова // Философия и практика ненасилия: сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия: материалы XXVI всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 21 апреля 2005 г.). – СПб: 67 гимназия. «Verba Magistri», 2005. – 0,18 п.л.

2004

  • Волкова, Н.П. Интернациональное воспитание студентов на кафедре иностранных языков / Н.П. Волкова, З.П. Дементьева // Модернизация образования. Региональный аспект: материалы второй всероссийской научно-методической конференции. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – С. 59-60.

2003

  • Дементьева, З.П. Использование ролевых игр в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе / З.П. Дементьева, Н.П. Волкова // Вузовская наука – региону: материалы первой общероссийской научно-технической конференции. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 778 с.
  • Лопина, Л.М. К вопросу организации обучения деловому английскому в техническом вузе / Л.М. Лопина // Модернизация образования. Региональный аспект: материалы первой общероссийской научно-методической конференции. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – С. 77-79.
  • Карандеева, В.А. Лингвокультурологический подход к обучению иностранному языку / И.С. Быстрова, В.А. Карандеева // Материалы V всероссийской научно-практической конференции. – Т. V «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» – Пермь: ПГПУ, 2003. – 0,04 п.л.
  • Карандеева, В.А. О новых технологиях обучения иностранному языку в техническом вузе / И.С. Быстрова, В.А. Карандеева // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии: сборник статей X международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2003. – 0,04 п.л.
  • Карандеева, В.А. Информационные коммуникационные технологии для дистанционного обучения / В.А. Карандеева, И.С. Быстрова // Современные технологии обучения: материалы IXмеждународной конференции – СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. – 0,07 п.л.
  • презентации образовательных программ и волонтерских проектов за рубежом;
  • вечера знакомств с представителями других стран;
  • занятия по иностранным языкам для развития навыков аудирования, чтения, письма, проведения презентаций;
  • мероприятия на иностранных языках, посвященные культуре и обычаям стран, изучаемого языка, например, ежегодно проходят празднования рождества и пасхи в европейских традициях на иностранных языках;
  • участие в мероприятиях на иностранных языках, организованных в других вузах, – так, студенты нашего университета являются участниками песенного конкурса «Евровидение в Молочном», проводимым ежегодно кафедрой иностранных языков ВГМХА;
  • участие студентов в различных мероприятиях Вологодской универсальной областной научной библиотеки.

Научно-исследовательская деятельность студентов

Кафедра стала инициатором и организатором проведения региональной межвузовской Олимпиады по иностранным языкам среди студентов неязыковых направлений (специальностей). Это конкурсное мероприятие проходит с 2006 года. Учредителями Олимпиады являются Департамент образования и Департамент экономического развития Правительства Вологодской области.

Олимпиада 2008 года приняла участников из 17 вузов страны, победитель получил премию Президента. Олимпиады 2011 и 2012 годов имели статус Всероссийской студенческой олимпиады (II региональный тур). Олимпиады 2013 и 2014 годов имели региональный статус и входили в число мероприятий, победители которых могли претендовать на получение премии Президента по поддержке талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование».

С 2008 года кафедра – постоянный участник межвузовской Олимпиады по деловому английскому языку, которая традиционно проходит в филиале Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Вологде. Традиционно наши студенты в числе победителей.

Ряд студентов, изучающих немецкий язык, участвовали в первой всероссийской студенческой олимпиаде по немецкому языку в 2012 году.

В 2013 году кафедрой была организована I внутривузовская олимпиада по деловому английскому.

Для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков, улучшению качества языковой подготовки также ежегодно проводятся конкурсы перевода общетехнических текстов с иностранных языков и поэтические конкурсы по переводу стихов зарубежных авторов.

Работа студенческого клуба «Меридиан»

На базе кафедры иностранных языков в вузе действует студенческий клуб интернациональной дружбы «Меридиан». В рамках этого клуба проходят:

Международная деятельность

Кафедра имеет дружеские контакты с организацией по обмену молодежью Дросте-Хаус, г. Ферль, Германия. Подписан договор между Вологодским государственным университетом и организацией молодежных обменов округа Гютерсло / Дросте-Хаус, по которому обе стороны обязуются поддерживать обмен проектными группами в рамках межкультурного сотрудничества.

Студенты разных специальностей нашего университета имеют возможность ежегодно проходить ознакомительную практику в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия на предприятиях по своему профилю. Расходы на их проживание, реализацию программы их пребывания, экскурсионное обслуживание берет на себя немецкая сторона. Готовясь к поездке, студенты проходят обучение на курсах немецкого языка, организованных на кафедре.