ПОЛИТОЛОГИЯ

Цель курса – формирование у студентов гражданской культуры, повышение уровня гуманитарной подготовки, способности к самостоятельному анализу и осмыслению политических явлений и процессов на основе овладения знаниями, отражающими предметное поле политической науки.

Задачи курса:

  • овладение понятийным аппаратом политической науки;

  • усвоение теоретических и прикладных основ политологии, достижений отечественных и зарубежных исследователей;

  • формирование представлений о политических системах и режимах, о месте человека в политических процессах;

  • приобретение опыта анализа и прогнозирования направлений развития политических явлений и процессов;

  • развитие навыков самостоятельной оценки и осмысления информации политического характера;

  • формирование целостного знания о сущности демократии, ее ценностях, институтах и процедурах.

СОЦИОЛОГИЯ

Учебный курс «Социология» является одной из базовых дисциплин социально-гуманитарного цикла для студентов всех специальностей Вологодского государственного технического университета.

Целями освоения учебной дисциплины «Социология» являются:

  • иметь представление о социологическом подходе к обществу, культуре и личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и результатах социальных процессов;

  • знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

  • основные тенденции становления и развития социологии, в том числе и русской социологической мысли; современные социологические теории;

  • владеть основами социологического анализа;

  • пользоваться данными социологических исследований.

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

Дисциплина «Основы социологии» изучается в 1 и 2 семестрах обучения будущих социологов. Знакомство с содержанием курса позволяет познакомиться с основаниями социологического знания в повседневной жизни, интеллектуальными истоками, концептуальными основами социальной науки, парадигмальными началами современной социологии, получить представления об общих вопросах теории социологии и организационно-методологические предпосылках социологических исследований фундаментальных явлений общественной жизни. Комплексное изучение азов социологии служит базой для дальнейшей профессиональной подготовки студентов-социологов.

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ:

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Цель изучения дисциплины «Ведение в специализацию: социальные технологии в системе управления» студентами, обучающимися по специальности 080507.65-50 – «Менеджмент организации» со специализацией «Социальные технологии», состоит в том, чтобы освоить содержание, характер, структуру и основные аспекты технологической функции социологии и других социальных наук, овладеть социальными технологиями как системой знаний, необходимых в управленческой практике, принципами технологического мышления и отношения к социальной реальности, а также способами ее научно обоснованного изменения.

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Цель курса – дать студентам целостное представление о социологии управления как особой отрасли социологической науки, изучающей закономерности, формы и методы целенаправленного управленческого воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в обществе, его отдельных подсистемах и организациях, а также исследующей отношения по управлению, складывающиеся между людьми и их группами в процессе совместного выполнения задач.

Задачи курса:

  • ориентирование студентов в потоке литературы по вопросам управления обществом, его подсистемами, организациями, предприятиями;

  • овладение студентами знаниями и навыками социологической интерпретации проблем управления;

  • обучение методам и приемам социологического анализа проблем управленческой практики;

  • привитие умений и навыков использования социологических знаний при разработке и внедрении инновационных проектов, а также в управленческом консультировании.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Цель курса – дать студентам целостное представление о социальном проектировании как особом виде деятельности, направленном на реализацию в действительности желаемых состояний будущего - некоторых социальных прогнозов, моделей, сценариев, планов или прообразов в виде их теоретического или практического осуществления.

Социальное проектирование является теорией, но теорией особого рода: она включает в себя не только понятийный и категориальный аппарат, принципы и закономерности, модели и методы, но и методики практической реализации социальных проектов. Социальное проектирование представляет собой научное обоснование технологии социальных изменений. Это конструирование индивидом, группой или организацией действий, направленных на достижение социально значимых целей, локализованных по месту, времени и ресурсам.

МЕТОДЫ И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель курса – дать понимание теоретических и методологических подходов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений.

Задачи курса:

  • показать место и роль социологических исследований в социологической науке, специфику предмета и метода социологического исследования;

  • раскрыть методологическую роль теории, понятийного аппарата в социологическом исследовании;

  • раскрыть структуру программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания;

  • дать понимание способов построения концептуальной и операциональной моделей социологического исследования как основы формулировки исследовательских гипотез;

  • дать сущность, содержание и виды переменных социологического исследования;

  • дать понимание природы причинно-следственных связей между переменными социологического исследования;

  • раскрыть логическую структуру исследовательских гипотез, их виды, основы и способы построения;

  • дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании;

  • раскрыть теоретические основы и способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов в социологическом исследовании;

  • дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;

  • раскрыть сущностные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного методов в социологическом исследовании;

  • раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения;

  • дать понимание отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;

  • раскрыть систему количественных и качественных методов, возможности и ограничения, технику и процедуры их применения в социологическом исследовании;

  • дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в применении этих методов, их взаимосвязь с отдельными видами социологического исследования;

  • раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчёта.

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Цель курса – дать студентам целостное представление о социологии социокультурной сферы как особой отрасли социологической науки, изучающей процесс социокультурного воспроизводства различных субъектов жизнедеятельности. Социология социокультурной сферы нацелена на раскрытие сущности целостного существования социальных субъектов, решение конкретных социальных проблем.

Социологическая теория социокультурной сферы обеспечивает комплексное изучение объекта и представляет собой системное знание со сложной внутренней структурой. Она даёт представление о социокультурной сфере как о социологической категории, реальном объекте социологического анализа и социального управления, методах её социального исследования.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Цель учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» является формирование у бакалавров системного представления о методологии и технологиях исследования социально-экономических и политических процессов и явлений в современной науке, а также выработка у обучающихся способности выбирать и использовать технологии и методики исследования, адекватные объектам управленческой практики. Курс «Исследование социально-экономических и политических процессов» является важной дисциплиной обязательного профессионального обучения будущих специалистов в области управления. В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.

Задачи курса:

  • познакомить студентов с основными понятиями социально-экономических и политических процессов, с управляемыми процессами, их свойствами и особенностями;

  • дать представление о методологии исследовательской деятельности;

  • научить студентов использовать и применять в практической деятельности общенаучные и конкретно-предметные методы исследования;

  • рассмотреть исследование с позиций системного подхода;

  • научить студентов составлять программу, организовывать и определять эффективность исследования социально-экономических и политических процессов.

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Цель курса – дать студентам целостное представление о социальном менеджменте как особой отрасли науки об управлении, изучающей закономерности, формы и методы целенаправленного управленческого воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в обществе, его отдельных подсистемах и организациях, а также исследующеё отношения по управлению, складывающиеся между людьми и группами в процессе совместного выполнения задач.

Курс является логическим продолжением в изучении блока общепрофессиональных и упраленческих дисциплин: «Менеджмент», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Основы управления», связан с курсами «Философия», «Социология», «Политология», «Социальная психология», «Управление персоналом».

СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНА

Целью освоения учебной дисциплины «социология региона» является формирование у студентов научного взгляда на развитие региона, информирование об особенностях функционирования региона.

Задачи курса:

  • анализ особенностей социально-экономического развития региона;

  • выявление специфики регионов России;

  • анализ социальной структуры региона (демография, трудовой потенциал, здоровье, социальная сфера и т.д.);

  • изучение особенностей социального воспроизводства населения региона.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Целью освоения учебной дисциплины «Социологические методы в маркетинговых исследованиях» является формирование у студентов знаний и навыков планирования и проведения маркетинговых исследований с использованием социологических методов.

Задачи курса:

  • изучить основные принципы организации маркетинговых исследований;

  • проанализировать возможности применения социологических методов в маркетинговых исследованиях;

  • уметь применять на практике социологические методы для решения конкретных маркетинговых задач.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Целью курса является ознакомление студентов с общими теоретическими проблемами и конкретным содержанием технологии социальной работы; изложение основ технологий практической социальной работы с различными категориями клиентов; развитие навыков для дальнейшей самостоятельной работы студентов в рассматриваемой области социальной деятельности.

Задачи курса:

  • повышение административно-правовой грамотности и компетентности в сфере организации социальной защиты и практической социальной работы;

  • овладение навыками профессионального общения с различными категориями клиентов;

  • усвоение методических и технологических приемов эффективного управления проблемами различных категорий клиентов.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

«Психология и педагогика» – специфическая теоретико-прикладная дисциплина, предполагающая приобретение знания о психике людей, ее основных особенностях и характеристиках, о педагогике как науке об обучении, воспитании и развитии людей.

Основными целями и задачами курса выступают:

  • ознакомление студентов с психологией и педагогикой как теоретическим и практическим знанием, с ее предметом, объектом, задачами, основными понятиями;

  • обучение студентов конкретным приемам, алгоритмам и технологиям проведения психодиагностических процедур;

  • отработка у студентов навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях, техник и приемов общения и взаимодействия;

  • овладение системой методов экспресс-диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей человека.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

«Психология управления» – дисциплина, находящаяся на стыке целого ряда наук – социальной психологии, психологии личности, возрастной психологии и психологии развития, теории управления, теории и социологии организаций. Все это обусловливает комплексный характер учебного курса, привлечение материалов из многих сфер научного знания.

Основными целями и задачами курса выступают:

  • ознакомление студентов с психологическими составляющими процесса функционирования организаций, ролью и местом человека в современных системах управления, способами оптимизации деятельности организационных и управленческих структур за счет использования разнообразных психологических технологий;

  • обучение студентов конкретным приемам, алгоритмам и технологиям поведения в организационных и управленческих структурах различного типа в зависимости от места, занимаемого человеком в управленческой иерархии;

  • отработка навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях, техник и приемов управленческого общения и взаимодействия;

  • ознакомление студентов с основными методами, техниками и приемами делового администрирования, руководства и управления организационными структурами различных типов;

  • овладение системой методов экспресс-диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей работников, а также способов изучения организационных структур.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель освоения учебной дисциплины «Деловое общение»заключается в формировании у студентов систематизированных знаний основ психологии делового общения, умении применять их на практике. Данный курс призван помочь будущему специалисту компетентно овладеть навыками делового общения в целях обеспечения высокой конкурентной позиции, более свободно и профессионально войти в деловой мир, где существуют давно утвердившиеся правила и нормы деловой этики и делового этикета. Он позволяет системно воспринять требования современной деловой культуры и активно воспользоваться наработками отечественных и зарубежных специалистов в деловом общении.

Полученные в курсе «Деловое общение» знания будут способствовать самореализации личности будущего специалиста, его профессиональному росту, формированию навыков делового общения и взаимодействия, оптимальных отношений в рабочих группах и в личных контактах.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Цель курса – дать студентам целостное представление об организационном поведении как отрасли знаний, сущность которой состоит в систематическом и научном анализе поведения отдельных личностей, групп, организаций с целью понимания, прогнозирования и улучшения показателей работы индивидуумов, групп и организаций в целом. Курс дает представление о методологии, теоретических рамках организационного поведения, его динамике, процессах, структурах, организационном развитии и изменениях, о новых тенденциях в развитии бизнес-среды.

ЛИДЕРСТВО

Учебный курс «Лидерство» тесно связан с рядом базовых дисциплин и, учитывая предшествующую подготовку студентов, обеспечивает основу для последующего углубления знаний и умений. Курс дает представление о психологических закономерностях развития феномена лидерства применительно к различным сферам человеческой деятельности на индивидуальном и групповом уровнях.

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И АДРОГОГИКИ

Цель освоения учебной дисциплины «Основы педагогики и андрагогики» заключается в формировании у студентов систематизированных знаний основ педагогики и андрагогики, умении применять их на практике. Полученные знания в курсе «Основы педагогики и андрагогики» дадут возможность узнать особенности обучения различных групп взрослого населения, для которых образование способно стать фактором социальной защиты; возможности различных видов неформального образования в обучении взрослых.

Предмет «Основы педагогики и андрагогики» базируется на курсе «Психология и педагогика», он логически связан с изучаемой учебной дисциплиной «Социология», которая рассматривает общество как систему, изучает механизмы развития и функционирования общества.

ИСТОРИЯ

Цель освоения учебной дисциплины «История» заключается в формировании у выпускников современного и целостного представления об основных этапах и тенденциях отечественной истории; в углублении и обобщении знаний студентов об особенностях, основных этапах и закономерностях развития страны, места и роли России в мировом сообществе, ее вклада в развитие материальной и духовной культуры человеческой цивилизации.

Курс истории базируется на школьном курсе истории, а также обществознания и других социально-гуманитарных дисциплин.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ РОССИИ

Цель освоения учебной дисциплины «Роль личности в истории России» заключается в формировании у выпускников современного и целостного представления об основных этапах и тенденциях отечественной истории; в углублении и обобщении знаний студентов об особенностях, основных этапах и закономерностях развития страны, места и роли России в мировом сообществе, ее вклада в развитие материальной и духовной культуры человеческой цивилизации.

Курс истории базируется на школьном курсе истории, а также обществознания и других социально-гуманитарных дисциплин.

ГЕОПОЛИТИКА

Цель дисциплины «Геополитика» – формирование необходимых знаний и понимания закономерностей развития общества и государства, роли и влияния геополитических факторов на стратегию и тактику власти, общества, личности, особенностей современных процессов глобализации и их влияния на государства и систему международных отношений на основе мирового и отечественного опыта и требований Государственного образовательного стандарта.

Современная геополитика - это наука, изучающая процессы взаимодействия на мировой политической арене между различными государствами, которые основаны на переделах мира с целью управления всеми глобальными изменениями, происходящими в нем, и контролем потоков ресурсов.

Базовый курс дисциплины «Геополитика» включает в себя проблематику, которая основана на историческом и современном материале и дает представление об основных категориях геополитики как науки, включая закономерности освоения обществом различных типов геополитических пространств.